Жанр фэнтези в литературе, кино и играх

Жанр фэнтези сегодня стремительно набирает обороты во всех сферах искусства, преимущественно, в кино- и игровой индустрии, а также в литературе. Конечно, справедливости ради надо подчеркнуть, что в первую очередь жанр был выделен и оформлен в литературе. Первопроходцами в нем стали такие писатели, как Говард, Берроуз, Клайв Льюис, Льюис Кэррол и, конечно же, Толкиен. Именно последний и по сей день считается «папой» жанра, и это вполне справедливо. Гениальный писатель придумал и написал не только произведния – он выдумал целый систематизированный мир, а также несколько искусственных языков, каждый из которых соответствует определенной расе, населяющей его мир Арду.

Фэнтези

Жанр фэнтези первоначально вычленился из собственно фантастики в конце 19-начале 20 века. Однако если фантастика в ее классическом проявлении предполагает наличие в произведении псевдонаучных реалий, зачастую в стиле «техно», то фэнтези – это миры волшебства, где метафизические явления – дело обыденное, автор не стремится объяснить их наукой.

Со временем фэнтези также разветвилось на несколько поджанров. Самым распространенным из них является так называемое «кельтское» фэнтези. Его типичный представитель – «Властелин колец» вышеупомянутого Толкиена. Этот вид основан на западноевропейской мифологии, на артуровских легендах и кельтских традициях. Типичные персонажи кельтского фэнтези – люди, маги, единороги, гоблины, фавны и эльфы.

По аналогии с кельтским возникло и славянское фэнтези, которое отличается лишь тем, что канвой произведения становится славянская и древнерусская языческая традиция. «Гуру» этого жанра считается многокнижие «Волкодав» автора Марии Семеновой, а также «Ведьмак» польского автора Анджея Сапковского. Обе эти книги были экранизированы, однако киновоплощения не передали в полной мере богатства прописанных писателями миров и не пользуются популярностью у фанатов жанра.

Еще одно направление – это так называемый «ориентал», или восточное фэнтези, в антураже которого – азиатские и ближневосточные мифологические базы.

Особняком стоит также и городское фэнтези. Зачастую действие здесь проходит в привычных урбанистических реалиях, исторический период – не выдуман, а соответствует реальному течению времени. Литераторы считают классикой этого поджанра «Дракулу» Б. Стокера, сюда же относят и трилогию «Дозоров» русского фантаста Сергея Лукьяненко. Еще один известный типичный представитель – «Сумерки» и продолжения. Элементы городского фэнтези имеет и Роулинговский «Гарри Поттер». Как правило, персонажами-фигурантами этого подвида становятся оборотни, вурдалаки, колдуны и экстрасенсы.

Совершенно другая классификация произведений – по характеру построения сюжета. И если предыдущая классификация была справедлива и для кино, и для литературы, и даже для видеоигр, то данная в первую очередь является литературной классификацией. Итак, существует два типа произведений фэнтези по этой классификации: героическое и эпическое.

Эпическое фэнтези всегда делит персонажей на два клана, один представляет добро, а другой – зло. Вокруг событий всегда выстроена сложная система вымышленного мира. Героев, как правило, много, зачастую даже нельзя назвать одного главного героя. К эпическому фэнтези относится «Хроники Нарнии» Льюиса.

Героическое фэнтези на протяжении всего действия держит в фокусе героя произведения и его сюжетную линию. При этом он может вообще не относиться ни к плохим, ни к хорошим, а занимать свою, «третью» сторону. Борьба добра и зла остается в стороне от героя, потому что центром внимания является судьба одного человека (орка, гнома, эльфа – как угодно писателю). Таким является цикл книг «Ведьмак» Сапковского.

Помимо книг и кино, важной нишей, в которой реализуется фэнтези, являются ролевые компьютерные игры. Это очень логично, ведь игры являются способом человека отвлечься от реальности и погрузиться в особый вымышленный мир, где он может быть рыцарем, спасителем, героем. В этом аспекте фэнтези – идеальный жанр для MMORPG. Кроме того, часто литературное произведение реализуется в кино и играх, становясь единой франшизой. Как правило, у них единый фандом, развитая фанатская система, которая уже популяризуется сама по себе на «вирусной» основе. Среди наиболее популярных фэнтези-игр, не основанных на кино и литературе, а являющихся самостоятельными первичными произведениями, можно отметить World of Warcraft и Skyrim. А самой первой фэнтези-игрой была Dungeons & Dragons – популярная в 60-е годы западная настольная ролевая игра.