Артур Конан Дойль. Не только о Шерлоке Холмса

Своей читательской популярностью А. К. Дойль обязан прежде всего созданию литературного героя сыщика Шерлока Холмса, который вместе с другом Ватсоном олицетворяет динамику пытливой, исследовательской мысли, преодолевающей барьеры так называемого «здравого», а точнее обывательского смысла, чтобы добиться истины путем причудливого, оригинального, но всегда строго логичного суждения. Шерлок Холмс считает, что расследование преступлений — наука, и, чтобы доказать это, он путем дедуктивного метода расследует множество запутанных криминальных историй, раскрывает немало тайн, казалось бы недоступных разгадке.

Холмс Шерлок

Первое появление сыщика состоялось в «Этюде в багровых тонах», затем он возникает на страницах повести «Знак четырех» (1890), а потом в пяти объединенных циклах. Обаяние героя всех этих историй в том, что он для многих отчаявшихся людей был последней надеждой, человеком, который способен выручить из безысходного положения, предотвратить опасность. К этим циклам примыкает и повесть «Собака Баскервилей» (1902), считающаяся образцовой в жанре детектива.

Однако писатель не замыкался на области приключений и сыска. В истории он тоже искал примеры, которые говорили бы о человеческом благородстве, подвиге, мужестве.

В лирической истории о людях, которые чужды романтике», рассказывается в романе «Торговый дом Гердлстон». В произведении говорилось о находчивых дельцах, строящих свое благополучие на нищете маленьких людей, и об алмазных авантюрах в Африке. Мир царившего торгашества, спекуляций и собственнического предпринимательства отталкивал писателя. В исторических романах он пытался воссоздать романтику сильных страстей и переживаний, чуждых духу наживы. Это «Белый отряд» (1891) — о Столетней войне XIV—XV вв., «Родни Стоун» (1896) — о героях ринга, способствовавший нравственной реабилитации бокса в сознании англичан конца XIX века, и два связанных общим героем романа «Подвиги бригадира Жерара» (1895) и «Приключения бригадира Жерара» (1902) из эпохи Наполеона Бонапарта с примесью фантастики в духе выдумок барона Мюнхгаузен, которые в сочетании с исторической правдой обретали убедительность реального факта. В двух последних произведениях антимилитаристский настрой пробивается сквозь болтовню героя: «Это ужасно — воевать против всего народа».

А. К. Дойль внес в приключенческий жанр фантастику с научным предвидением, которое не снято с повестки дня и поныне. Сюжет романа «Затерянный мир» выстроен на гипотезе допущения сохранившихся зоологических видов в некоторых замкнутых регионах. «Отравленный пояс» — повесть о возможности существования в ядовитых для жизни зонах, возникающих под действием космических течений. Повесть «Открытие Рафлза Хоу» воскрешает идею средневековых алхимиков об искусственном получении золота, а повесть «Маракотова бездна» навеяна платоновской легендой о гибели Атлантиды.